Главная Статьи Что такое ФГОС: основные принципы, требования и виды

Что такое ФГОС: основные принципы, требования и виды

30.11.2023
Учителя, преподаватели, педагоги, воспитатели регулярно сталкиваются с аббревиатурой ФГОС и ориентируются на них в своей трудовой деятельности.

О том, что такое ФГОС, зачем он нужен и каким бывает, рассказываем в этой статье.

Что такое ФГОС

ФГОС — это ряд единых требований, принятых законодательно для всех российских образовательных учреждений.

ФГОС разрабатываются Минобрнауки России вместе с учебно-методическими объединениями, научными организациями, сообществом родителей.

На их основе составляют образовательные программы, создают учебники и методические пособия, проводят аттестации, составляют задания для итоговых и вступительных экзаменов. В них также прописано, сколько часов на уроках уделят той или иной теме.

Расшифровка ФГОС звучит, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Его положения соблюдаются безусловно учебными заведениями по всей стране, независимо от локации, контингента учащихся и объема дополнительных услуг.

Зачем нужны ФГОС

Благодаря им дети из небольших населенных пунктов глубинки нашей страны получают то же качество образования и перспективы развития, что и жители крупных городов: учебу в ВУЗе, трудоустройство по престижной профессии и личностный рост.

В документе ФГОС детально прописаны ключевые этапы, которые требуется пройти — например, без сдачи итоговых экзаменов для 3 и 9 классов — ученик не сможет учиться дальше.

Ограничения по объему академических часов защищают от перегрузок, а вариативность образовательных программ подстраивает обучение под интересы ребенка и лучше раскрывает его таланты.

ФГОС определяет ряд правил и к техническому оснащению аудиторий, к уровню подготовки педагогических работников: их участию в методической, научной работе и регулярному повышению своего профессионализма.

ФГОС можно сравнить с равным качеством продуктов. В каком бы городе вы не купили продукт любимой марки, он всегда будет таким же по вкусу, цвету, запаху и составу.

Виды ФГОС

Для ребят разных классов есть свои отдельные ФГОС. Они определяют, какие знания и навыки получит каждый ученик на выходе из школы.

При этом, уровень знаний оценивается не только оценками на итоговых экзаменах, но и способностью ученика отстоять свою точку зрения, обосновать принятое решение, найти контакт с собеседником.

По ступеням образования, российские ФГОС делятся на пять типов, определяющих, как именно будут проводиться уроки, каким должен быть профессиональный уровень преподавателя. Подробно разберем их ниже.

ФГОС ДОУ — для дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели занимаются воспитанием, развитием речи, физической культуры детей, дают им навыки для реализации базовых потребностей, учат умению общаться.

ФГОС НОО — для учащихся 1-4 классов. Дети идут в школу, получают первые знания о русском, о нашей культуре, приступают к изучению математики, окружающего мира, развивают творческие способности и физическую подготовку.

ФГОС ООО — для 5-9 классов, основное общее образование. У детей начинает появляться ответственность за результаты в учебе. Они понимают важность самообразования, изучают специальные предметы.

ФГОС СОО — для 10-11 классов, среднее общее образование. Ученики развивают свои навыки по выбранному профилю обучения и готовятся к поступлению в ВУЗ.

ФГОС ОВЗ — для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в детских садах, школах, специализированных учреждениях интернатного типа, регулирует работу учреждений дополнительного, среднего образования и ВУЗов.

Какие требования к ФГОС

Каждый ФГОС содержит четкое описание обязательств и отвечает трем основным требованиям к:

Результатам — как хорошо ребенок усвоил образовательную программу, насколько он самостоятелен? Что он знает и умеет, что думает о ключевых пройденных темах, как он выражает свое мнение и оперирует полученной информацией, каких конкретных результатов ему нужно добиться за период обучения.

Структуре — что включает в себя учебный план, за какое время его рекомендовано пройти, какие дисциплины нужно изучить и как помочь детям освоить материал.

Условиям — какое оборудование, сколько книг и пособий для выполнения учебного плана, какими должны быть аудитории, как скорректировать работу для детей с ОВЗ.

Три поколения ФГОС

Первое — 2004-2009 год.

Тогда ФГОС еще не было. Вместо этого были государственные образовательные стандарты, целью которых было усвоение знаний, а не умение их применять. Был утвержден обязательный списком тем, дидактических материалов, допустимый объем учебных часов и общие требования к обеспечению процесса обучения.

Главный недостаток первого поколения — был дан ответ на вопрос «Чему учить?», но не уделялось внимание личности, поэтому стандарт быстро устарел.

Второе — 2009-2020 год.

Их ввели поэтапно: начали с 1-3 классов, 4-9 и 10-11. Параллельно этому внедряли требования и для учеников с ОВЗ.
Разработчики сделали упор на «универсальные учебные действия»: умение самостоятельно найти новую информацию, с использованием технологий и навыков общения с другими людьми, проектную и внеурочную деятельность.

Главным стали требования к результатам. К решению вопроса «Чему учить?» добавились ответы «Для чего?» и «Зачем это нам в жизни?». Большое внимание уделялось личности, необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать законы, проявлять терпимость и любить свою родину.

Третье — с 2021 года по настоящие дни.

С 1 сентября 2021 года действует 3-е поколение ФГОС, конкретизирующих требования стандарта к учащимся и программе. До этого школа решала, что и когда изучать, имея лишь общие правила на формирование компетенций. Из-за этого учебные программы школ различались между собой.

В 3-м поколении требования четко сформулировали. Стало понятно, что нужно понимать и знать обучающемуся по каждой дисциплине.

Школы получили возможность создавать и обучать по индивидуальным учебным планам, с углубленным изучением отдельных предметов.

Основные принципы, на которых базируется ФГОС.

Для соблюдения требований школа разрабатывает:
— образовательную программу; — учебный план; — программы учебных предметов и дисциплин; — оценочные и методические материалы. В указанные во ФГОС сроки учитель должен составить рабочую программу и согласовать ее. Для этого он: — изучает ФГОС нового поколения, определяет структуру программы, цели и задачи обучения, включает региональные материалы; — определяет порядок изучения учебной дисциплины; — распределяет количество учебной нагрузки среди всех разделов дисциплины; — применяет специальные педагогические методики.

Курсы для педагогов по ФГОС

ФГОС постоянно меняются. По закону «Об образовании», учителя обязаны своевременно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать всем изменениям. Весь педсостав раз в пять лет должен проходить аттестацию и повышать категорию. Регулярная проверка знаний и навыков педагогических работников важна не только для соблюдения ФГОС, но и для мотивации их на профессиональный рост, выявления необходимости в своевременном получении дополнительного образования. Чтобы актуализировать свои знания и соответствовать новым требованиям ФГОС, можно пройти курсы повышения квалификации для педагогов в Академии непрерывного образования. За несколько недель вы получите современные знания, необходимые для прохождения аттестации. Обучение реализуется в дистанционном формате, курс находится в постоянном доступе на сайте, можно учиться в любое время и без ущерба для работы. Академия непрерывного образования работает по государственной образовательной лицензии NoЛ035-01244-36/00229470 от 23.12.2020 г. Мы сами разрабатываем программы курсов и обновляем их, как только выходят свежие изменения. После прохождения обучения слушатели получают удостоверения о повышении квалификации, зарегистрированные в ФИС ФРДО. Бланк документа действует по всей территории России 3 года.


← Возврат к списку

АКЦИЯ ДЛЯ ПЕДРАБОТНИКОВ

Любой курс профессиональной переподготовки 264 ч за 6000

Предложение действует до 31 марта


Хочу учиться
8 800 222-90-30
Звонок по России бесплатный
Личный кабинет
whatsapp tg vk ok